Каким категориям работников учреждений социального обслуживания населения предусмотрено повышение оплаты труда?

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части повышения заработной платы отдельных категорий работников предусмотрено:

  • врачам повышение к 2018 году средней заработной платы до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • социальным работникам повышение к 2018 году средней заработной платы до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • младшему медицинскому персоналу (персоналу, обеспечивающему условия для предоставления медицинских услуг) повышение к 2018 году средней заработной платы до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • среднему медицинскому (фармацевтическому) персоналу (персоналу, обеспечивающему условия для предоставления медицинских услуг) повышение к 2018 году средней заработной платы до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.

Повышение заработной платы отдельным категориям работников учреждений социального обслуживания населения, предусмотренным Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Достижение показателей, определенных Указом Президента Российской Федерации, осуществляется в отношении соответствующей категории работников по региону в целом.

В Оренбургской области утверждены региональные планы мероприятий («дорожные карты») в сфере социального обслуживания, образования, здравоохранения, культуры, которые устанавливают соотношения по категориям работников до 2018 года.

Для поэтапного повышения заработной платы отдельных категорий работников государственных учреждений социального обслуживания населения Оренбургской области используются целевые показатели (соотношения к среднемесячной начисленной заработной плате («среднемесячному доходу от трудовой деятельности») по региону), установленные региональными планами мероприятий («дорожными картами») в сфере социального обслуживания и здравоохранения, в том числе:

в отношении социальных работников — постановление Правительства Оренбургской области от 01.03.2013 № 146-п «Об утверждении плана мероприятий („дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Оренбургской области (2013 — 2018 годы)»;

в отношении медицинских работников (врачей, среднего медицинского персонала, младшего медицинского персонала) — постановление Правительства Оренбургской области от 30.04.2013 № 347-п «Об утверждении плана мероприятий („дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Оренбургской области».

Совершенствование систем оплаты труда работников государственных учреждений должно обеспечивать дифференциацию оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности и установление оплаты труда в зависимости от качества оказываемых государственных услуг (выполняемых работ) и эффективности деятельности работников по заданным критериям и показателям.

Таким образом, заработная плата конкретного работника зависит от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного Указом Президента Российской Федерации и региональными планами мероприятий («дорожными картами»), для соответствующей категории работников. При этом сохраняется обусловленная различиями в сложности труда дифференциация в оплате труда работников, занимающих различные должности, относящиеся к одной категории.

Как определить, распространяются ли на должность работника в учреждениях социального обслуживания нормы Указов Президента Российской Федерации о повышении заработной платы отдельных категорий работников?

Социальные работники

  • К данной категории работников относятся работники, по основному месту работы занятые на должностях «социальный работник» в соответствии со штатным расписанием учреждения.

Медицинские работники

  • Для врачей, среднего и младшего медицинского (фармацевтического) персонала необходимо соответствие наименования должности работника Номенклатуре должностей медицинских работников, утвержденной приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников».

Педагогические работники

  • Согласно части 19 статьи 2, частям 20 и 21 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) педагогический работник — это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Организациями, осуществляющими образовательную деятельность, являются образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение (организация, осуществляющая обучение, — юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности).

Согласно статье 31 Закона, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, социальное обслуживание, вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным образовательным программам на базе создаваемых специализированных структурных подразделений, деятельность которых регулируется положением, разрабатываемым и утвержденным организацией, осуществляющей обучение.

В соответствии со статьей 91 закона образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, при отсутствии лицензии на образовательную деятельность организация не может быть признана организацией, осуществляющей обучение, следовательно, ее работники не являются педагогическими работниками.

Полномочия по установлению систем оплаты труда в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации?

Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных учреждений устанавливаются:

  • в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, вопросы о порядке и условиях оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации, в том числе вопросы повышения оплаты труда, относятся к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В государственных учреждениях Оренбургской области вопросы оплаты труда регулируются Законом Оренбургской области от 16.11.2009 № 3224/741-IV-ОЗ «Об оплате труда работников государственных учреждений Оренбургской области», постановлением Правительства Оренбургской области от 11.11.2008 № 420-п «О введении систем оплаты труда работников органов исполнительной власти Оренбургской области и государственных автономных, бюджетных и казенных учреждений Оренбургской области» и нормативным правовыми актами соответствующих региональных ведомств, являющихся учредителями государственных учреждений.

Из чего состоит заработная плата?

В соответствии со статьей 132 Трудового Кодекса Российской Федерации заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.

Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата состоит из трех элементов:

  • вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы;
  • компенсационных выплат (доплат и надбавок, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и т. д.).;
  • стимулирующих выплат (доплат и надбавок стимулирующего характера, премий и иных поощрительных выплат).

В государственных учреждениях Оренбургской области размер конкретных составляющих заработной платы устанавливается у конкретного работодателя коллективными договорами, соглашениями, положением об оплате труда, положением о стимулировании труда (другими аналогичными документами работодателя) в соответствии с трудовым законодательством, нормативным правовыми актами соответствующих региональных ведомств, являющихся учредителями государственных учреждений, и с учетом мнения профсоюзов или других представительных органов работников (при их наличии). Установленные в этих документах условия оплаты труда конкретизируются в трудовых договорах с сотрудниками.

Если компенсационные и стимулирующие выплаты не определяются непосредственно в трудовом договоре, то в нем должна быть сделана ссылка на документ, определяющий эти выплаты (положение об оплате труда, коллективный договор, иной документ).

Какие изменения предусмотрены в связи с введением с 01 января 2016 года новых условий оплаты труда в государственных учреждениях, подведомственных министерству социального развития Оренбургской области?

В соответствии с Законом Оренбургской области от 22.10.2015 № 3378/948-V-ОЗ «О внесении изменений в Закон Оренбургской области „Об оплате труда работников государственных учреждений Оренбургской области» в Оренбургской области производится изменение структуры заработной платы работников областных государственных учреждений, которое выражается в увеличении размеров должностных окладов и сокращении стимулирующих и компенсационных выплат. Целью данного изменения является увеличение гарантированной части выплат, так доля должностных окладов (ставок заработной платы) в структуре фонда оплаты труда работников учреждений (без учета выплат за работу в особых климатических условиях (районный коэффициент) должна составлять не менее 50 процентов.

Совершенствование с 01 января 2016 года систем оплаты труда работников государственных учреждений, подведомственных министерству социального развития Оренбургской области, осуществлено в целях увеличения доли условно-постоянной части (должностных окладов) в структуре фонда оплаты труда работников учреждений (без учета выплат за работу в особых климатических условиях (районный коэффициент)) до уровня не менее 50 процентов и с учетом:

а) реализации:

  • указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее — Указ Президента РФ) в части повышения оплаты труда отдельных категорий работников;
  • положений Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р;
  • положений Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных учреждениях Оренбургской области на 2013 — 2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 3 июля 2013 г. № 571-пп;

Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24 декабря 2014 г., протокол № 11;

региональных планов мероприятий («дорожных карт»), направленных на повышение эффективности социального обслуживания населения и здравоохранения;

  • б) создания условий для оплаты труда работников в зависимости от результатов и качества работы, а также их заинтересованности в эффективном функционировании структурных подразделений и учреждения в целом, в повышении качества оказываемых услуг;
  • в) достигнутого уровня оплаты труда, в том числе по отдельным категориям работников, поименованным в Указе Президента РФ (определяется на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики);
  • г) обеспечения государственных гарантий по оплате труда;
  • д) совершенствования системы оплаты труда работников путем перераспределения средств в структуре заработной платы на увеличение доли условно-постоянной части заработной платы работников (должностного оклада) и снижение стимулирующих выплат, устанавливаемых за достижение конкретных результатов деятельности по показателям и критериям эффективности.

Увеличение доли должностных окладов в структуре заработной платы не означает увеличения заработной платы работников и увеличения фонда заработной платы.

Что такое минимальный размер оплаты труда (МРОТ)?

Размер МРОТ регулируется Федеральным законом от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», а также статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации.

МРОТ применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.

Федеральным законом от 14.12.2015 № 376-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона „О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2016 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 6 204 рублей в месяц.

Федеральным законом от 02.06.2016 № 164-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона „О минимальном размере оплаты труда» с 1 июля 2016 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 7 500 рублей в месяц.

В Оренбургской области в соответствии с пунктом 3.22. Соглашения между Правительством, профсоюзами и работодателями Оренбургской области «О взаимодействии в сфере социально-трудовых отношений и социальной защиты населения Оренбургской области на 2014 — 2016 годы», заключенного 29.01.2014 № 12-c, работодатели «своевременно и в полном объеме выплачивают работникам в порядке, установленном законодательством о труде и коллективным договором, заработную плату не ниже общероссийского минимального размера оплаты труда или установленного в области размера минимальной заработной платы, в том числе осуществляют начисление уральского районного коэффициента сверх минимального размера оплаты труда».

Соответственно, в Оренбургской области применяется минимальный размер оплаты труда с учетом уральского районного коэффициента:

  • с 1 января 2016 года — в сумме 7 134,6 рубля;
  • с 1 июля 2016 года — в сумме 8 625,0 рублей.

Как оплачивается работа в выходные и нерабочие праздничные дни?

Согласно статье 153 Трудового кодекса Российской Федерации работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:

  • сдельщикам — не менее чем по двойным сдельным расценкам;
  • работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, — в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;

работникам, получающим оклад (должностной оклад), — в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

Как оплачивается сверхурочная работа? 

Статья 99 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что сверхурочная работа — работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени — сверх нормального числа рабочих часов за учетный период (месяц, квартал, полугодие или год).

Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.

Согласно статье 152 Трудового кодекса Российской Федерации сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

Следует учитывать, что если работнику по трудовому договору установлен ненормированный рабочий день и работник эпизодически задерживается на работе или приходит на работу раньше, то такие часы задержки не будут являться сверхурочной работой.

Как оплачивается работа в ночное время?

Статья 96 Трудового кодекса Российской Федерации определяет, что ночное время — это время с 22 часов до 6 часов.

Согласно статье 154 Трудового кодекса Российской Федерации каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время» установлено, что минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) составляет 20 процентов часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.

Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 27.12.1972 № 383/35 «Об утверждении разъяснения „О порядке исчисления часовых тарифных ставок работникам, труд которых оплачивается по дневным и месячным ставкам (окладам), для определения дополнительной оплаты труда за работу в ночное время» определено, что часовые тарифные ставки для определения дополнительной оплаты труда за работу в ночное время исчисляются:

рабочим, труд которых оплачивается по дневным тарифным ставкам, путем деления дневной ставки на соответствующую продолжительность рабочего дня (в часах), установленную законодательством для данной категории рабочих;

работникам, труд которых оплачивается по месячным ставкам (окладам), путем деления месячной ставки (оклада) на количество рабочих часов по календарю в данном месяце.

На какой размер доплаты имеет право работник, который выполняет обязанности временно отсутствующего работника или работу по вакантной ставке?

Статья 60.2. Трудового кодекса Российской Федерации определяет, что с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.

Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).

Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.

Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель — досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

Согласно статье 151 Трудового кодекса Российской Федерации при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.

Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.

Но следует помнить, что доплата положена только в том случае, если выполнение работы, о которой идет речь, не входит в обязанности работника по трудовому договору. Например, если по должностной инструкции или трудовому договору заместитель руководителя структурного подразделения должен исполнять обязанности руководителя подразделения при временном отсутствии последнего, то доплата заместителю, если иное не предусмотрено трудовым договором, производиться не будет.

В каких случаях можно обращаться в Роструд?

В случае, если работник считает, что его трудовые права нарушены, то он может обратиться в государственную инспекцию труда по месту нахождения работодателя для получения консультации по вопросу соблюдения трудовых прав или проведения контрольно-надзорных мероприятий (электронный сервис «Онлайнинспекция. рф»).

Версия для печати

Поделиться новостью: