Государственная программа «Социальная поддержка граждан Оренбургской области» на 2014–2020 годы

Паспорт государственной программы «Социальная поддержка граждан Оренбургской области» на 2014–2020 годы (далее — Программа)

Основание для разработки Программы

Концепция долгосрочного социально-экономичес-кого развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р);

государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 2553-р);

постановления Правительства Оренбургской области:

от 20 августа 2010 года № 551-пп «О стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года»;

от 22 февраля 2011 года № 93-п «Об утверждении комплексного плана мероприятий по приоритетным направлениям деятельности Правительства Оренбургской области в 2011–2015 годах по выполнению послания Губернатора Оренбургской области «Стратегия прорыва. Программа действий до 2015 года»;

от 28 апреля 2011 года № 279-п «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Оренбургской области»;

от 28 декабря 2011 года № 1272-п «Об утверждении плана мероприятий Правительства Оренбургской области по реализации Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года на территории Оренбургской области»;

распоряжения Губернатора Оренбургской области:

от 24 апреля 2007 года № 171-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации демографической политики в Оренбургской области на 2007–2015 годы»;

от 8 октября 2012 года № 373-р «Об утверждении перечня государственных программ Оренбургской области»;

от 31 января 2013 года № 28-р «Об образовании рабочей группы по разработке государственной программы „Социальная поддержка граждан Оренбургской области»

Ответственный исполнитель Программы

министерство социального развития Оренбургской области

Соисполнители Программы

министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области;

министерство труда и занятости населения Оренбургской области

Подпрограммы Программы

«Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан»;

«Модернизация и развитие социального обслуживания населения»;

«Совершенствование социальной защиты семьи и детей»

Программно-целевые инструменты Программы

отсутствуют

Цель Программы

создание условий для улучшения качества жизни, роста благосостояния граждан — получателей мер социальной поддержки

Задачи Программы

выполнение обязательств государства по социальной поддержке граждан;

повышение доступности и качества социального обслуживания населения, обеспечение потребностей граждан старших возрастов, инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и детей в социальном обслуживании;

создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи, рождения детей

Целевые индикаторы и показатели Программы

1) доля населения, имеющего денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, в общей численности населения;

2) соотношение средней заработной платы социальных работников учреждений социального обслуживания населения со средней заработной платой в Оренбургской области;

3) доля оздоровленных детей в общей численности детей школьного возраста

Срок реализации Программы

2014–2020 годы

Объемы бюджетных ассигнований Программы

общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составит 77 869 203,1 тыс. рублей (прогнозно), в том числе:

по подпрограммам:

«Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан» — 27 289 323,8 тыс. рублей;

«Модернизация и развитие социального обслуживания населения» — 23 228 375,4 тыс. рублей;

«Совершенствование социальной защиты семьи и детей» — 27 351 503,9 тыс. рублей;

по годам реализации:

2014 год — 9 006 037,8 тыс. рублей;

2015 год — 8 727 033,3 тыс. рублей;

2016 год — 8 997 681,5 тыс. рублей;

2017 год — 10 695 345,0 тыс. рублей;

2018 год — 12 306 133,8 тыс. рублей;

2019 год — 13 491 861,9 тыс. рублей;

2020 год — 14 645 154,8 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

снижение уровня бедности среди получателей мер социальной поддержки на основе адресного принципа ее предоставления;

удовлетворение к 2020 году потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов, включая детей-инвалидов, в постоянном постороннем уходе в сфере социального обслуживания населения;

повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников до 100 процентов от средней заработной платы в Оренбургской области;

улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, многодетных семей, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1. Общая характеристика сферы реализации Программы

Демографическая ситуация, сложившаяся в Оренбургской области, в целом характеризуется теми же тенденциями, что и в Российской Федерации. Вместе с тем впервые рождаемость в области в 2012 году превысила смертность. В 2012 году в Оренбуржье родилось около 30 тыс. детей или 14,8 человека на 1000 населения (в Российской Федерации — 13,1 человека), умерло 28,5 тыс. человек или 14,1 человека на 1000 населения (в Российской Федерации — 13,5 человека).

Численность населения, по предварительным показателям 2012 года, составляет 2016,1 тысяч человек, в том числе:

  • 299,9 тыс. семей, в которых воспитывается 452,6 тыс. детей;
  • более 46 тысяч ветеранов Великой Отечественной войны, из них более 3 тысяч — участники и инвалиды Великой Отечественной войны;
  • 45 Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы;
  • более 10 тысяч вдов участников Великой Отечественной войны;
  • около 20 тысяч ветеранов боевых действий;
  • свыше 1 тысячи членов семей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Государственной противопожарной службы и уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, погибших при исполнении служебных обязанностей; 
  • более 1 тысячи участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и более 300 членов семей погибших (умерших) участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • более 250 бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами в период Второй мировой войны (далее — бывшие несовершеннолетние узники концлагерей). 

Правительством Оренбургской области приняты важные решения по совершенствованию системы социальной поддержки граждан. Развивается законодательная база социальной поддержки, укрепляются материально-техническая, информационная и кадровая базы. Расширяется сфера применения страховых принципов в предоставлении мер социальной поддержки. В Оренбургской области сформирована система социальной поддержки граждан, структурными элементами которой являются:

  • граждане и семьи — получатели мер социальной поддержки;
  • органы исполнительной власти области, наделенные полномочиями и осуществляющие функции по выработке и реализации региональной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих секторах сферы социальной поддержки и социальному обслуживанию различных категорий граждан;
  • органы местного самоуправления области, уполномоченные на предоставление мер социальной поддержки населению;
  • организации, подведомственные уполномоченным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления области, предоставляющие меры социальной поддержки гражданам;
  • межведомственные координационные органы (комиссии, советы);
  • общественные организации, участвующие в предоставлении мер социальной поддержки гражданам в соответствии со своими учредительными документами;
  • юридические лица независимо от организационно-правовых форм, а также индивидуальные предприниматели, участвующие в предоставлении мер социальной поддержки гражданам в соответствии с заключенными государственными контрактами;
  • благотворители и добровольцы, участвующие в предоставлении мер социальной поддержки гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации и Оренбургской области о благотворительной деятельности. 

Система социальной поддержки граждан базируется на ряде следующих принципиальных положений:

  • добровольность предоставления мер социальной поддержки; безусловная гарантированность исполнения принятых государством обязательств по предоставлению мер социальной поддержки;
  • недопущение снижения уровня и ухудшения условий их предоставления вне зависимости от социально-экономической ситуации, в том числе путем систематической индексации расходов с учетом динамики показателей инфляции.

Важнейшими качественными характеристиками системы социальной поддержки граждан являются:

  • распределение полномочий по предоставлению мер социальной поддержки граждан между Российской Федерацией и Оренбургской областью;
  • преимущественно заявительный принцип предоставления мер социальной поддержки, предусматривающий обращение гражданина или его законного представителя в письменной или электронной форме;
  • дифференциация подходов к предоставлению мер социальной поддержки граждан, учитывающая особенности категории получателей, в том числе:
    • профессиональный подход, при котором меры социальной поддержки предоставляются отдельным категориям государственных служащих в связи с особыми условиями, ограничениями и рисками осуществления профессиональной деятельности (военнослужащие, должностные лица правоохранительных и контролирующих органов, органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, судебные приставы, сотрудники органов безопасности и другие); 
    • категориальный подход, при котором меры социальной поддержки предоставляются с учетом особых заслуг перед государством (инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического труда, полные кавалеры ордена Славы, ветераны труда), в связи с последствиями политических репрессий, попаданием в трудную жизненную ситуацию (инвалидностью, сиротством, безнадзорностью и беспризорностью несовершеннолетних; отсутствием определенного места жительства и определенных занятий и другого); 
    • адресный подход, при котором меры социальной поддержки предоставляются независимо от их категориальной или профессиональной принадлежности, с учетом экономического потенциала (доходов, имущества) гражданина (семьи).

Меры социальной поддержки, с учетом особенностей контингентов получателей, предоставляются в следующих формах:

  • денежная (ежемесячные и единовременные выплаты, материнский (семейный) капитал (МРК), социальные доплаты к пенсиям, компенсационные и единовременные выплаты, выплаты, приуроченные к знаменательным датам, социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья, адресная помощь и другое);
  • натуральная (предоставление проездных документов для бесплатного проезда на городском пассажирском и на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, обеспечение топливом, продуктами питания, одеждой, обувью, медикаментами, жилыми помещениями отдельных категорий граждан, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа и других);
  • услуги (социальное обслуживание граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, лиц без определенного места жительства и занятий, беженцев и вынужденных переселенцев, безнадзорных и беспризорных детей, отдых и оздоровление детей и другие);
  • льготы (внеочередной прием в учреждения социального обслуживания, бесплатное социальное обслуживание и другое).

Предоставление мер социальной поддержки предусматривает дифференциацию сроков и периодичность (постоянная, на определенный срок, разовая).

Важнейшими количественными характеристиками системы социальной поддержки является численность категорий и граждан, которым меры социальной поддержки предоставляются в денежной форме. В 2012 году их количество составило около 420,0 тыс. человек (20,8 процента населения области).

Вместе с тем функционирование системы социальной поддержки недостаточно результативно. Наблюдается ухудшение материального благополучия и жилищных условий населения, бедность, социальное и имущественное неравенство, социальное сиротство, безнадзорность и беспризорность детей.

В течение последнего десятилетия в Оренбургской области заметно прослеживается тенденция «старения» населения, способствующая увеличению численности граждан, нуждающихся в социальном обслуживании и других видах помощи. Престарелый возраст ветеранов Великой Отечественной войны и испытания, выпавшие на их долю в военные и послевоенные годы, порождают у них проблемы как медицинского, так и социально-психологи-ческого характера, требуя новых подходов к их лечению и профилактике имеющихся заболеваний.

Социальная поддержка различным категориям нуждающихся граждан обеспечивается путем предоставления широкого спектра социальных услуг. В области действует 100 разнопрофильных учреждений социального обслуживания населения в 43 городских округах и муниципальных районах, в том числе 41 комплексный центр социального обслуживания населения (далее — КЦСОН), 5 центров социального обслуживания населения (далее — ЦСОН). Структура учреждений социального обслуживания населения семьи и детей состоит из 78 учреждений (отделений) на 817 стационарных мест, из них:

  • 9 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних на 252 места;
  • 6 центров социальной помощи семье и детям на 111 мест;
  • 3 реабилитационных центра для детей с ограниченными возможностями на 146 мест;
  • 13 социальных приютов на 205 мест;
  • 40 отделений по проблемам семьи и детей КЦСОН;
  • 7 стационарных отделений КЦСОН на 103 места.

Планируется совершенствование структуры и системы социального обслуживания области, направленное на повышение уровня и качества жизни населения, улучшение социального обслуживания.

Жилищная проблема является одной из наиболее актуальных в социальной сфере и напрямую влияет на демографическую ситуацию. В целях повышения качества жизни населения Программой планируется улучшение условий проживания отдельных категорий граждан:

  • вставших на учет после 1 января 2005 года, имеющих право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральными законами от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Оренбургской области;
  • Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы; Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы;
  • реабилитированных лиц, утративших жилые помещения на территории области в связи с репрессиями, в случае возвращения на прежнее места жительства, в том числе членов их семей, других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также детей, родившихся в местах лишения свободы, ссылке, высылке, спецпоселении;
  • граждан, проживающих в квартире, занятой несколькими семьями, и страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно (постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире»), и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности;
  • больных заразными формами туберкулеза, проживающих в квартирах, в которых, исходя из занимаемой площади и состава семьи, нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулеза, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семей, имеющих ребенка, больного заразной формой туберкулеза;
  • членов семей работников противопожарной службы области, погибших при исполнении служебных обязанностей;
  • граждан, жилые помещения которых независимо от формы собственности признаны в установленном порядке непригодными для проживания в соответствии с частью 1 статьи 7 Закона Оренбургской области от 13 июля 2007 года № 1347/285-IV-ОЗ «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области»;
  • многодетных семей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей.

Планируются меры государственной поддержки семей, имеющих детей:

  • обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
  • предоставление социальных выплат на строительство (приобретение) жилья многодетным семьям,
  • расширение возможностей использования средств материнского (семейного) капитала,
  • выплата пособий семьям, имеющим детей в размерах, индексируемых с учетом динамики инфляции,
  • установление ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка и последующих детей до достижения ими возраста трех лет и другие

2. Приоритеты Программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, сроки реализации, ожидаемые результаты

Приоритеты Программы соответствуют основным направлениям государственной социальной политики, определенной постановлениями Правительства Оренбургской области от 20 августа 2010 года № 551-пп «О стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года», от 28 декабря 2011 года № 1272-п «Об утверждении плана мероприятий Правительства Оренбургской области по реализации Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года на территории Оренбургской области», от 22 февраля 2011 года № 93-п «Об утверждении комплексного плана мероприятий по приоритетным направлениям деятельности Правительства Оренбургской области в 2011–2015 годах по выполнению послания Губернатора Оренбургской области „Стратегия прорыва. Программа действий до 2015 года», распоряжением Губернатора Оренбургской области от 24 апреля 2007 года № 171-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации демографической политики в Оренбургской области на 2007–2015 годы».

В соответствии с законодательством Российской Федерации к приоритетным направлениям социальной политики отнесены:

  • совершенствование мер социальной поддержки различных категорий населения;
  • модернизация и развитие сектора социальных услуг, обеспечение доступности социальных услуг высокого качества для всех нуждающихся граждан путем дальнейшего развития сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги;
  • развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг, в том числе создание механизма привлечения их на конкурсной основе к выполнению государственного заказа по оказанию социальных услуг; 
  • создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению; 
  • развитие взаимодействия государства, населения, бизнеса и структур гражданского общества, в том числе с применением механизмов частно-государственного партнерства. 

Цель Программы — создание условий для улучшения качества жизни, роста благосостояния граждан — получателей мер социальной поддержки.

Основные показатели (индикаторы) достижения целей представлены в приложении № 1 к настоящей Программе:

1. Доля населения, имеющего денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, в общей численности населения.

Прогнозируемое снижение данного показателя до 10,2 процента будет достигнуто за счет реализации мероприятий Программы, обеспечивающих последовательное расширение адресного подхода, основанного на оценке нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, совершенствования законодательства, регулирующего отношения в области социальной поддержки населения, что создаст основу для снижения бедности, сокращения неравенства, улучшения социального климата. Показатель определяется по формуле:

В/А х 100 %, где:

  • А — общая численность населения Оренбургской области за год (человек);
  • В — общая численность населения Оренбургской области, имеющего денежные доходы ниже величины прожиточного минимума по Оренбургской области, за год (человек); 



2. Соотношение средней заработной платы социальных работников учреждений социального обслуживания населения со средней заработной платой в Оренбургской области.

Планируется повышение средней заработной платы социальных работников до 100,0 процента от средней заработной платы в Оренбургской области, что позволит решить проблемы дефицита кадров, повысить уровень жизни данной категории персонала, увеличить занятость населения и будет способствовать снижению уровня безработицы. Показатель определяется по формуле:

В/А х 100 %, где:

  • А — средняя заработная плата в Оренбургской области за год (тыс. рублей); 
  • В — средняя заработная плата социальных работников учреждений социального обслуживания населения Оренбургской области за год (тыс. рублей);



3. Доля оздоровленных детей в общей численности детей школьного возраста.

Планируется увеличение до 66,0 процента доли детей, оздоровленных в рамках мер социальной поддержки, в общей численности детей школьного возраста в Оренбургской области. Достижение данного показателя возможно при условии создания благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи, рождения детей, в том числе реализации мер социальной поддержки семьи и детей, совершенствования законодательства, регулирующего отношения в области оздоровления детей, что создаст предпосылки для увеличения рождаемости, особенно многодетности. Показатель определяется по формуле:

В/А х 100 %, где:

  • А — общая численность детей школьного возраста в Оренбургской области за год (человек); 
  • В — количество детей, оздоровленных в рамках мер социальной поддержки, за год (человек).



Кроме того, Программой предусмотрены дополнительные показатели:

  • увеличение до 100,0 процента доли граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, от общего числа граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения Оренбургской области;
  • увеличение до 725 численности отдельных категорий граждан, обеспеченных жильем за счет субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, перед которыми имеются обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Оренбургской области; 
  • увеличение до 467 количества многодетных семей, улучшивших жилищные условия за счет получения социальных выплат на приобретение или строительство жилья за счет средств областного бюджета;
  • увеличение до 3990 численности лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жильем за счет субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных образований.

Срок реализации Программы — 2014–2020 годы.

В связи с тем, что основная часть мероприятий Программы связана с последовательной реализацией «длящихся» социальных обязательств Оренбургской области по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, выделение этапов реализации Программы не предусмотрено.

В ходе исполнения Программы будет производиться корректировка параметров и ежегодных планов ее реализации в рамках бюджетного процесса с учетом тенденций демографического и социально-экономического развития области.

Реализация мероприятий Программы в целом в сочетании с положительной динамикой экономического развития будет способствовать повышению уровня и качества жизни населения, в том числе:

  • снижению уровня бедности среди получателей социальной поддержки на основе расширения адресного принципа ее предоставления;
  • удовлетворению к 2020 году потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов, включая детей-инвалидов, в постоянном постороннем уходе в сфере социального обслуживания населения;
  • повышению к 2018 году средней заработной платы социальных работников — до 100,0 процента от средней заработной платы в области;
  • снижению к 2020 году уровня беспризорности;
улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан, многодетных семей, детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

3. Перечень основных мероприятий Программы

Программа определяет направления деятельности системы социальной защиты, обеспечивающие создание условий для улучшения качества жизни, роста благосостояния граждан — получателей мер социальной поддержки, совершенствования системы мер социальной поддержки граждан, модернизации социального обслуживания населения и другого.

Программа включает в себя подпрограммы, призванные обеспечить достижение целей Программы:

  • «Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан»;
  • «Модернизация и развитие социального обслуживания населения»;
  • «Совершенствование социальной защиты семьи и детей».

Основные мероприятия подпрограмм представлены в приложении № 2 к настоящей Программе.

В рамках подпрограммы «Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан» на период до 2020 года будут реализованы мероприятия, направленные на организацию своевременного и в полном объеме обеспечения прав отдельных категорий граждан, совершенствование норм законодательства, регулирующего правоотношения в сфере предоставления государственной социальной помощи, расширение масштабов адресной и дополнительной социальной поддержки. Реализация данных мероприятий будет способствовать улучшению качества жизни, росту благосостояния граждан — получателей мер социальной поддержки.

В рамках подпрограммы «Модернизация и развитие социального обслуживания населения» в целях повышения уровня, качества и доступности услуг социального обслуживания на период до 2020 года предусмотрено осуществить:

  • строительство новых зданий и сооружений учреждений социального обслуживания населения по современным типовым проектам; 
  • модернизацию, реконструкцию существующих зданий и сооружений учреждений социального обслуживания; перепрофилирование стационарных учреждений социального обслуживания;
  • внедрение новых форм стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста — предоставление жилья в специальных домах; 
  • приоритетное развитие более эффективных, надомных и полустационарных форм предоставления социальных услуг;
  • содействие по созданию рынка социальных услуг, расширение участия общественных объединений, иных некоммерческих и коммерческих организаций, а также физических лиц (в том числе занимающихся благотворительной деятельностью и добровольцев) в социальном обслуживании для обеспечения оптимального выбора гражданами видов услуг, условий их предоставления и исполнителей.

Реализация данных мероприятий будет способствовать улучшению качества социального обслуживания, удовлетворению нуждаемости населения в различных социальных услугах.

Подпрограмма «Совершенствование социальной защиты семьи и детей» на период до 2020 года включает комплекс мер социальной поддержки семьи, материнства и детства, направленных на укрепление семей, имеющих детей, создание условий для выхода их из кризисной ситуации, активизацию их внутренних ресурсов, решение проблем беспризорности, социального сиротства, устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организацию отдыха и оздоровление детей, улучшение жилищных условий многодетных семей, детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Реализация данных мероприятий будет способствовать укреплению института семьи, росту рождаемости и преодолению негативных демографических тенденций.

Координация и взаимодействие в ходе реализации Программы будет обеспечиваться путем взаимного обмена информацией, относящейся к сфере действия Программы, и размещения информации о ходе реализации Программы на официальном сайте министерства социального развития Оренбургской области в сети Интернет.

4. Характеристика мер правового регулирования в рамках Программы

Для достижения цели Программы определен комплекс мер правового регулирования в соответствии с приложением № 3 к настоящей Программе.

Подготовка нормативных правовых актов по вопросам реализации Программы осуществляется по мере возникновения необходимости их нормативно-правового регулирования.

Основными мерами правового регулирования в сфере реализации Программы будут являться подготовка законов Оренбургской области и других нормативных правовых актов Оренбургской области по вопросам социальной поддержки граждан Оренбургской области.

5. Характеристика мер государственного регулирования Программы

В условиях формирования новых подходов к системе планирования и контроля реализации планов и основных показателей системы управления социальной сферой, совершенствования правового положения государственных учреждений, развития конкурентной среды, внедрения в практику современных управленческих технологий в рамках настоящей Программы предлагаются следующие меры государственного регулирования:

  • повышение эффективности управления кадровыми, материальными, финансовыми, организационными ресурсами в сфере социального обслуживания населения:
  • мероприятия по оптимизации структуры управления в сфере социального обслуживания населения;
  • информатизация сферы социального обслуживания населения, внедрение новых технологий;
  • разработка нормативов, положений, регламентов для совершенствования работы сферы социального обслуживания населения и повышения эффективности использования бюджетных средств;
  • комплексная система целевой подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников сферы социального обслуживания населения, имеющих среднее и высшее профессиональное образование, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников, ориентированной на потребности в сфере социального обслуживания населения в целом и конкретных учреждений по итогам ежегодного мониторинга;
  • развитие государственно-частного партнерства в сфере социального обслуживания населения;
  • создание благоприятной конкурентной среды и реализация мероприятий по развитию конкуренции:
  • по устранению административных барьеров (разработка и внедрение стандартов социального обслуживания населения);
  • по устранению информационных ограничений (публикация основных процедур и результатов деятельности министерства социального развития Оренбургской области);
  • по устранению инфраструктурных барьеров и ограничений (развитие аукционных форм торговли, в том числе на электронных площадках);
  • организация правового сопровождения деятельности подведомственных государственных учреждений социального обслуживания населения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • разработка комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности взаимодействия учреждений социального обслуживания населения с социально-ориентированными общественными организациями.

6. Прогноз сводных показателей государственных заданий Программы (при оказании (выполнении) государственными учреждениями государственных услуг (работ)

В рамках Программы предусматривается выполнение государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) в соответствии с перечнем государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении органов исполнительной власти Оренбургской области государственными учреждениями Оренбургской области в качестве основных видов деятельности, утвержденных Правительством Оренбургской области (далее — перечень).

В соответствии с перечнем утверждены:

1. государственные услуги:

  • стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
  • стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих стойкими нарушениями психики и нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
  • стационарное социальное обслуживание детей-инвалидов с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии;
  • предоставление временного приюта детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
  • предоставление временного приюта гражданам без определенного места жительства и определенных занятий;
  • предоставление временного приюта гражданам (семьям), пострадавшим от чрезвычайных ситуаций, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, противоправных действий других лиц;
  • реабилитация инвалидов и детей-инвалидов в соответствии с индивидуальными программами реабилитации и заключениями врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений;
  • перевозка несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений;
  • реабилитация граждан пожилого возраста, имеющих статус Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы, ветеранов Великой Отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников концлагерей;

2. государственные работы:

  • социально-реабилитационная работа с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;
  • экстренная психолого-педагогическая помощь (в том числе по телефону);
  • социально-консультативная помощь (в том числе по телефону);
  • содействие в предоставлении реабилитационных услуг (обеспечение техническими средствами реабилитации, не вошедшими в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам в соответствии с индивидуальными программами реабилитации).

В связи с принятием Закона Оренбургской области от 19 июня 2013 года № 1616/492-V-ОЗ «О прекращении реализации отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления Оренбургской области» до 1 ноября 2013 года в перечень государственных услуг, оказываемых государственными учреждениями социального обслуживания, планируется внесение изменений с целью формирования государственного задания для учреждений социального обслуживания, ранее осуществлявших свою деятельность на муниципальном уровне.

Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации Программы представлен в приложении № 4 к настоящей Программе.

7. Информация об участии общественных организаций, государственных внебюджетных фондов и иных организаций в реализации Программы

В реализации Программы принимают участие Оренбургская областная общественная организация пенсионеров, инвалидов-ветеранов войн, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, Оренбургская региональная общественная организация «Братство» инвалидов войны в Афганистане в рамках проведения мероприятий, посвященных дням воинской славы и памятным датам России: Дню Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов (1945 год), Дню памяти и скорби — дню начала Великой Отечественной войны (1941 год), Дню Героев Отечества и других).

В рамках Программы при участии общественных организаций планируется проведение областной социально-защитной акции «Долг».

8. Ресурсное обеспечение Программы

Общий объем финансового обеспечения реализации Программы за счет средств областного бюджета за период с 2014 по 2020 год в ценах соответствующих лет составит 77 869 203,1 тыс. рублей, в том числе по годам:

  • 2014 год — 9 006 037,8 тыс. рублей;
  • 2015 год — 8 727 033,3 тыс. рублей;
  • 2016 год — 8 997 681,5 тыс. рублей;
  • 2017 год — 10 695 345,0 тыс. рублей;
  • 2018 год — 12 306 133,8 тыс. рублей;
  • 2019 год — 13 491 861,9 тыс. рублей;
  • 2020 год — 14 645 154,8 тыс. рублей.

Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы «Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан», с 2014 по 2020 годы составит 27 289 323,8 тыс. рублей (35,1 процента от общего объема финансирования Программы), в том числе по годам:

  • 2014 год — 3 515 749,0 тыс. рублей;
  • 2015 год — 3 562 773,3 тыс. рублей;
  • 2016 год — 3 572 731,7 тыс. рублей;
  • 2017 год — 3 886 774,5 тыс. рублей;
  • 2018 год — 4 071 398,6 тыс. рублей;
  • 2019 год — 4 251 337,9 тыс. рублей;
  • 2020 год — 4 428 558,8 тыс. рублей.

Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы «Модернизация и развитие социального обслуживания населения», с 2014 по 2020 годы составит 23 228 375,4 тыс. рублей (29,8 процента от общего объема финансирования Программы), в том числе по годам:

  • 2014 год — 1 856 011,3 тыс. рублей;
  • 2015 год — 1 752 638,4 тыс. рублей;
  • 2016 год — 1 822 030,8 тыс. рублей;
  • 2017 год — 2 749 730,5 тыс. рублей;
  • 2018 год — 4 089 889,6 тыс. рублей;
  • 2019 год — 5 014 204,8 тыс. рублей;
  • 2020 год — 5 943 870,0 тыс. рублей.

Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы «Совершенствование социальной защиты семьи и детей», с 2014 по 2020 годы составит 27 351 503,9 тыс. рублей (35,1 процента от общего объема финансирования Программы), в том числе по годам:

  • 2014 год — 3 634 277,5 тыс. рублей;
  • 2015 год — 3 411 621,6 тыс. рублей;
  • 2016 год — 3 602 919,0 тыс. рублей;
  • 2017 год — 4 058 840,0 тыс. рублей;
  • 2018 год — 4 144 845,6 тыс. рублей;
  • 2019 год — 4 226 274,2 тыс. рублей;
  • 2020 год — 4 272 726,0 тыс. рублей.

Объемы финансового обеспечения Программы в 2014–2020 годах рассчитаны с учетом:

  • оценки объемов расходов на реализацию положений Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и от 28 декабря 2012 года № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
  • прогнозируемой участниками Программы динамики численности получателей мер социальной поддержки.

При разработке Программы учтены основные направления бюджетной и налоговой политики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов и основные показатели проекта областного бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов и прогноза консолидированного бюджета Оренбургской области на 2014–2016 годы, утвержденные нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Оренбургской области.

Объемы бюджетных ассигнований на 2017–2020 годы сформированы с применением индексов-дефляторов, определенных Сценарными условиями долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, разработанными Министерством экономического развития Российской Федерации (вариант I — инновационный сценарий).

Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов бюджета Оренбургской области на реализацию целей Программы представлены в приложении № 5 к настоящей Программе.
Прогнозная оценка по росту рождаемости осуществлена исходя из параметров сценарных условий долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, одобренных Правительством Российской Федерации в апреле 2012 года (вариант I).

9. Анализ рисков реализации Программы и описание мер управления рисками

Важное значение для успешной реализации Программы имеет прогнозирование возможных рисков и формирование системы мер по их предотвращению.

Прямое экономическое регулирование мероприятий Программы предполагается осуществлять путем применения индексации в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации, а также государственных закупок. Реализация мероприятия Программы по государственным закупкам осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Макроэкономические и финансовые риски связаны с возможными кризисными явлениями в мировой и российской экономике, высокой инфляцией, возникновением бюджетного дефицита и недостаточным уровнем бюджетного финансирования, секвестированием бюджетных расходов по финансированию социальной сферы, что может повлечь недофинансирование, сокращение или прекращение программных мероприятий. Способами ограничения финансовых рисков выступают меры, направленные на:

  • ежегодное уточнение объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы, в зависимости от достигнутых результатов;
  • определение приоритетов для первоочередного финансирования;
  • планирование бюджетных расходов с применением методик оценки их эффективности;
  • привлечение внебюджетного финансирования.

Организационные, управленческие риски связаны с неэффективным управлением хода реализации Программы, низкой эффективностью взаимодействия заинтересованных сторон, что может повлечь за собой нарушение планируемых сроков ее реализации, невыполнение ее цели и задач, недостижение плановых значений показателей, снижение эффективности использования ресурсов и качества выполнения мероприятий Программы.

Основными условиями минимизации организационных, управленческих рисков являются:

  • формирование эффективной системы управления реализацией Программы;
  • проведение систематического аудита результативности реализации Программы;
  • регулярная публикация отчетов о ходе реализации Программы на сайте министерства социального развития Оренбургской области в сети Интернет;
  • повышение эффективности взаимодействия участников реализации Программы;
  • заключение и контроль реализации соглашений о взаимодействии исполнителей Программы с заинтересованными сторонами;
  • создание системы мониторинга реализации Программы;
  • своевременная корректировка мероприятий Программы.

Кадровые риски обусловлены возможным дефицитом высококвалифицированных специалистов в социальной сфере, что снижает эффективность мер социальной поддержки, работы учреждений социального обслуживания населения, качество предоставляемых услуг. Снижение влияния данной группы рисков предполагается посредством обеспечения переподготовки (повышения квалификации) имеющихся специалистов.

Геополитические риски — нестабильность международной обстановки может оказать негативное влияние на реализацию мероприятий Программы. Указанные риски носят маловероятный характер.
Политические риски заключаются в возможном отсутствии политической воли при принятии своевременных эффективных управленческих решений. Существенное влияние этих рисков на ход реализации Программы не ожидается.

10. Методика оценки эффективности Программы

Оценка эффективности Программы проводится на основе показателей:

  • степени достижения цели и решения задач Программы путем сопоставления фактически достигнутых в отчетном году значений показателей (индикаторов) Программы и входящих в нее подпрограмм и их плановых значений по формуле:

Сд = Зф/Зп х 100 %, где:

  • Сд — степень достижения целей (решения задач);
  • Зф — фактическое значение показателя (индикатора) Программы в отчетном году;
  • Зп — запланированное на отчетный год значение показателя (индикатора) Программы — для показателей (индикаторов), тенденцией изменения которых является рост значений; или по формуле:

Сд = Зп/Зф х 100 % — для показателя (индикатора), тенденцией изменения которых является снижение значений;

уровня освоения средств ресурсного обеспечения Программы путем сопоставления объемов финансирования основных мероприятий Программы по формуле:

Уф = Фф/Фп х 100 %, где:

  • Уф — уровень освоения средств Программы в отчетном году;
  • Фф — объем средств, фактически освоенных на реализацию Программы в отчетном году;
  • Фп — объем бюджетных (внебюджетных) назначений по Программе на отчетный год.

Программа характеризуется:

  • высоким уровнем эффективности;
  • удовлетворительным уровнем эффективности;
  • неудовлетворительным уровнем эффективности.

Нижняя граница интервала значений показателя (индикатора) для целей отнесения Программы к высокому уровню эффективности не может быть ниже, чем значение, соответствующее степени достижения цели на соответствующий год, равной 95,0 процента. Нижняя граница интервала значений показателя для целей отнесения Программы к удовлетворительному уровню эффективности не может быть ниже, чем значение, соответствующее степени достижения цели на соответствующий год, равной 75,0 процента.

Программа считается реализуемой с высоким уровнем эффективности, если:

  • значения 95,0 процента и более показателей Программы и ее подпрограмм соответствуют установленным интервалам значений для целей отнесения Программы к высокому уровню эффективности;
  • не менее 95,0 процента мероприятий, запланированных на отчетный год, выполненны в полном объеме;

освоено не менее 98,0 процента средств, запланированных для реализации Программы в отчетном году.

Программа считается реализуемой с удовлетворительным уровнем эффективности, если:

  • значения 80,0 процента и более показателей Программы и ее подпрограмм соответствуют установленным интервалам значений для целей отнесения Программы к высокому уровню эффективности;
  • не менее 80,0 процента мероприятий, запланированных на отчетный год, выполнены в полном объеме;

освоено от 95,0 до 98,0 процента средств, запланированных для реализации Программы в отчетном году.

Если реализация Программы не отвечает приведенным выше критериям, уровень эффективности ее реализации в отчетном году признается неудовлетворительным.

Подпрограммы:

  1. Подпрограмма 1. «Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан»
  2. Подпрограмма 2. «Модернизация и развитие социального обслуживания населения»
  3. Подпрограмма 3. «Совершенствование социальной защиты семьи и детей»

Список сокращений, используемых в приложениях к настоящей Программе:

МСР

министерство социального развития Оренбургской области;

МСЖКиДХ

министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области;

МТиЗН

министерство труда и занятости населения Оренбургской области

ППБ

противопожарная безопасность

Прикрепленные файлы
Doc Постановление №612-п от 27.08.2014 г. "О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 30 августа 2013 года № 734-пп"
546 КБ
Doc Постановление №541-пп от 01.08.2014 г, "О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 30 августа 2013 года № 734-пп"
456 КБ
Doc Форма мониторинга реализации государственной программы
61 КБ
Doc Сводная информация о расходах областного бюджета, бюджетов муниципальных образований и юридических лиц на реализацию целей государственной программы «Социальная поддержка граждан Оренбургской области» на 2014-2020 годы
16 КБ
Doc Сводная информация об объемах финансирования за счет всех источников государственной программы «Социальная поддержка граждан Оренбургской области» на 2014-2020 годы
17 КБ
Xls Таблица №11
59 КБ
Doc ОТЧЕТ о ходе реализации государственной программы «Социальная поддержка граждан Оренбургской области» на 2014-2020 годы за I полугодие 2014 года
32 КБ
Doc Приложение № 5. Ресурсное обеспечение реализации Программы
303 КБ
Doc Приложение № 4. Прогноз сводных показателей государственных заданий на оказание государственных услуг государственными учреждениями по Программе
40 КБ
Doc Приложение № 3. Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации Программы
20 КБ
Doc Приложение № 2. Перечень основных мероприятий Программы
174 КБ
Doc Приложение № 1. Сведения о показателях (индикаторах) Программы
44 КБ

Версия для печати

Поделиться новостью: